Диагностика одаренности для родителей

Для родителей одним из основных способов начала распознавания  детской одаренности (в возрасте 4 – 8 лет)  заключается в понимании общих личностных особенностей (признаков одаренности), которые они могут наблюдать у своих детей в домашних условиях (метод наблюдения). Ниже приведен список таких особенностей, предложенный американским психологом Д. Ф. Сматнай, который многие родители найдут полезным для выявления одаренности:

·  активное любопытство  ко многим вещам;

·  задает вдумчивые вопросы;

·  имеет обширный словарный запас и использует структуру составного предложения;

·  в состоянии хорошо выражаться;

·  решает проблемы уникальными способами;

·  имеет хорошую память;

·  показывает необычный талант в искусстве, музыке, или драме;

·  показывает  оригинальное воображение;

·  использование уже известных данных в новых контекстах;

·  в состоянии показать вещи в логических последовательностях;

·  обсуждает и уточняет что-то в предлагаемых идеях;

·  является учеником, быстросхватывающий учебный материал;

·  работает независимо, инициативен в применении придуманного;

·  наличие остроумия  и юмора;

·  длительное время удерживает внимание;

·  желает задачи, стимулирующие интерес;

·  очень корректен;

·  талант  в составлении и рассказе историй;

·  интересуется чтением.

Очевидно, что этот список - только контур того, что могло бы проявиться в ежедневных взаимодействиях родителей с их детьми. Выражение таланта сильно зависит от домашней окружающей среды - что семья делает, от ее культурного и экономического фона (финансовые возможности семьи).

Необходимо заметить, что такой список не единственный. Можно, к примеру, предложить списки наблюдения необычных свойств детской психики (признаков одаренности), составленных  А.И. Савенковым  или В.С. Юркевич.

Для выявления одаренности к определенным видам человеческой деятельности  А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечают «да», «нет», и если по какому-то виду детской деятельности все ответы положительны, то уже есть основания думать, что такой ребенок одарен):

1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

-  в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;

-  становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;

-  способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

-  любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

-  охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);

-  обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;

-  любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;

-  может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2.  В сфере музыкальной одаренности:

-  проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

-  чутко реагирует на характер и настроение музыки;

-  хорошо поет;

-  вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;

-  любит музыкальные записи;

-  стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

-  хорошо играет на каком-нибудь инструменте;

-  в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

-  сочиняет собственные оригинальные мелодии.

3.  В сфере литературной одаренности:

-  любит писать и сочинять рассказы и стихи;

-  может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;

-  рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

-  придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;

-  выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;

-  умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;

-  склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

-  умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

4.  В сфере артистической одаренности:

-  легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

-  интересуется актерской игрой;

-   меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

-  разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

-  склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

-  стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;

-  с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;

-  любит игры–драматизации.

5.  В сфере технической одаренности:

-  интересуется механизмами и машинами;

-  может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;

-  любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;

-  любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;

-  читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;

-  любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;

-  проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);

-  быстро и легко осваивает компьютер.

6.  В сфере лидерской одаренности:

-  Инициативен в общении со сверстниками;

-  сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

-  легко общается с детьми и взрослыми;

-  улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;

-  часто руководит играми и занятиями других детей;

-  склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;

-  другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

-  обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

7.  В сфере спортивной одаренности:

-  энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;

-  любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

-  часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

-  бывает быстрее всех в детском саду, в классе;

-  движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

-  любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

-   предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);

-  физически выносливее сверстников.

8.  В сфере интеллектуальной одаренности ( по А.да Хаану и Г. Кафу):

-  хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

-  обладает хорошей памятью;

-  легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;

-  задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

-  любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

-  обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

-  гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);

-  обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

-  очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Для определения одаренности и направленности ребенка к какой-то области деятельности В.С. Юркевич предлагает следующий тест, который могут использовать учителя и родители в  работе с детьми.  Автор теста отмечает, что он наиболее применим к детям  возраста 4,5-7 лет, но практика показала, что его можно использовать и для других детских возрастных категорий.

Тест на выявление одаренности у детей

На предлагаемые вопросы необходимо ответить «да » ил и « нет ».

1.  Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

4. Любит ли рисовать абстрактные картинки?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы, стихи?

3.  Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

4.   Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не суще­ствует?

5.  Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

6.  Боится ли темноты?

7.  Изобрел ли когда-нибудь свое слово?

12. Считал ли это слово по­нятным без разъяснений?

13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14.  Был ли удачен этот замы­сел?

15.  Использовал ли когда-ни­будь вещь не по ее назначению?

16.  Мог ли ваш ребенок, буду­чи совсем маленьким, отгадыватьназначение разных предметов?

17.  Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?

18.  Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

19.  Ищет ли объяснение тому, чего еще не понимает?

20.Часто ли просит объяс­нить окружающие его явления?

21.Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22.Изображает ли собственные игры или развлечения?

23.Помнит ли и рассказывает ли свои сны и пережитые впечат­ления?!

За каждый ответ «да» поставь­те 1 балл, ответ «нет» — 0 баллов.

Результаты

От 20 до 23 баллов — ребенок очень сообразительный, способен иметь свою точку зрения на окружа­ющее, следует помогать ему в этом.

От 15 до 19 баллов — ребенок не всегда обнаруживает свои спо­собности, он находчив, сообрази­телен лишь тогда, когда чем-то за­интересован.

От 9 до 14 баллов — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий твор­ческой деятельностью многого не хватает.

От 4 до 8 баллов — ваш ребе­нок проявляет творческое мышле­ние лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

Менее 4 баллов — ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хоро­ший исполнитель, даже в слож­ных профессиях.