Рекомендации родителям

В отличии от учителей «обыкновенной» школы родители могут осуществлять свои критические или творческие вмешательства на все виды ситуаций и действий с их детьми в течение дня.  Но для такого рода вмешательства они должны больше узнать о процессах детского развития (в том числе и одаренности) и возможностях их применения к различным жизненным ситуациям. С  этими целями нами были разработаны рекомендации  для родителей на основе программ отбора, обучения и развития детской одаренности:  

Как НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком

·  Понять ребенка и осознать его неординарность.

·  Признать всю уникальность его данных.

·  Восторгаться им в меру.

·  Не использовать всю жизнь ребенка  для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

·  Создать условия для «поощрения» таланта.

·  Не проецировать на одаренного ребенка собственные интересы и увлечения.

·  Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.

·  Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать ребенка.

·  Создать ребенку атмосферу творчества, поддерживать возникший интерес.

·  Учить терпению и поощрять за все старания.

·  Тактично, деликатно помогать ему.

·  Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.

·  Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.

·  Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.

·  Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.

·  Учить владеть эмоциями.

·  Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности собой, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.

·  Все делать, что от Вас зависит, чтобы ребенок не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы он не выставлял сверходаренность напоказ.

·  Не возвышать его над остальными детьми в семье.

·  Помочь наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.

·  Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.

·  Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.

·  Организовать активный отдых, помочь научиться вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой.

·  Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.

·  Понять, что беспокоит ребенка все время, в чем суть его проблемы, с чем связана агрессия или неприятие себя.

·  Учитывать его индивидуальность.

·  Все время  ободрять его.

·  Тактично обращаться с ним.

·  Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.

·  Считать себя самым счастливым из родителей.

·  Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».

Как НЕ НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком.

·  Игнорировать дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.

·  Воспитывать как самого обычного ребенка или создать «мимозные» условия жизни.

·  Считать его в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.

·  Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.

·  Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это может кончиться нервным срывом.

·  Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.

·  Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.

·  Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.

·  Не помогать решать проблемы с воспитателями.

·  Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.

·  Пытаться завышать все эталоны, которым Ваш ребенок подражает.

·  Драматизировать все неудачи.

·  Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.

·  Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить физические навыки, считая, что главнее всего интеллект.

·  Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешить их или искусственно их расширить до бесконечности.

·  Считать, что Вам с ребенком просто-напросто не повезло, и не упрекать его все время в этом.

·  Чрезмерно опекать или ни в чем не помогать.

·  Чтобы Ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.

Родители могут воспользоваться памяткой по развитию одаренности у ребенка А.И. Доровского:

1.  Не пытайтесь переносить на ребенка собственный набор ув­лечений, интересов и пристрастий.

2.  Не давайте ребенку готового ответа, дайте ему возможностьдойти до сути самому.

3.  Поддерживайте  желание ребенка что-то созидать, осуществ­лять определенные действия, интерес к новизне.

4.  Чаще гладьте ребенка по головке,  прикасайтесь,  прижимайте его к себе — важнейший фактор формирования у него от­зывчивости и становления его духовной одаренности.

5.  Чрезмерная забота делает ребенка нервным и застенчивым, а
доброжелательная обстановка по­может ему быстрее адаптироваться к обществу.

6.  Помните, что причины раздражительности ребенка — в егоокружении и воспитании. Важно выявлять причины его расстройства, устранять, а не подавлять.

7.  Нельзя  обсуждать  недостатки  ребенка  в  присутствиидругих детей и посторонних людей.

8.  Когда  ребенок увлечено, играет один, постарайтесь не беспокоить его, чтобы не разрушить мир, который он создал в своем во­ображении.

9.  Предоставьте возможности детям играть на песке. Эти игрыразвивают  интуицию,  чувствительность, творческий порыв.

10.Не превращайте свободу в безнаказанность, а помощь — вподсказку.

11.Для формирования самостоятельности и активности детейважно задавать им задания по нарастающей трудности.

12.Развивайте у ребенка самостоятельность, самодисципли­ну, навыки самоуправления.

13.Порицать за неуспех нежелательно, надо разбирать этот
неуспех, анализировать вместе с ребенком.

14.Обеспечьте насыщенную и интересную жизнь и ежедневноеобщение с другими детьми.

15.  Преодоление препятствий дает ребенку ощущение радости, снимает страх перед неизвестным, закаливает волю.

Многие родители также  пользуются советами известного американского психолога и педагога Дэвида Льюиса по воспитанию одаренного ребенка, обобщившего опыт тысяч семей с такими детьми: 

-  " Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно;

-  Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез;

-  Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы;

-  Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена;

-  Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий;

-  Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения;

-  Я поручаю ребенку посильные заботы;

-  Я помогаю ему строить его собственные планы и принимать решения;

-  Я беру ребенка в поездки по интересным местам;

-  Я помогаю ребенку улучшить результат его работы;

-  Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев;

-  Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы он ему следовал;

-  Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей;

-  Я никогда не наказываю ребенка унижением;

-  Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий;

-  Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно;

-  Я регулярно читаю ему;

-  Я приучаю ребенка к чтению с малых лет;

-  Я побуждаю ребенка придумывать истории и фантазировать;

-  Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка;

-  Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине;

-  Я позволяю ему принимать участие в планировании семейных дел и путешествий;

-  Я никогда не дразню его за ошибки;

-  Я хвалю его за выученные стихи, рассказы и песни;

-  Я учу ребенка свободно общаться с взрослыми любого возраста;

-  Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ему больше узнать;

-  Я позволяю ребенку играть со всяким хламом;

-  Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их;

-  В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы;

-  Я не хвалю его беспредметно и неискренне;

-  Я честен в оценке своих чувств к ребенку;

-  Не существует тем, которые я совершенно исключаю для общения с ребенком;

-  Я даю возможность действительно принимать решения;

-  Я помогаю ребенку быть личностью;

-  Я помогаю ему находить заслуживающие внимания телепрограммы;

-  Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей;

-  Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: "Я этого тоже не умею";

-  Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых;

-  Я верю, в здравый смысл ребенка и доверяю ему;

Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате".