График проведения курсовых мероприятий  в 2018-2019 учебном году

Тематика курсов

Контингент слушателей

Сроки проведения

1. 

Методика подготовки обучающихся к олимпиадам по математике

Педагоги, работающие с одаренными детьми

ноябрь 2018 г.

2. 

Теоретические и методические особенности работы с одаренными детьми по информатике

Педагоги, работающие с одаренными детьми

ноябрь 2018 г.

3. 

Методика подготовки обучающихся к олимпиадам по физике

Педагоги, работающие с одаренными детьми

декабрь 2018 г.

4. 

Олимпиада школьников по русскому языку: этапы проведения, система знаний, основные направления подготовки

Педагоги, работающие с одаренными детьми

декабрь 2018 г.

5. 

Методика подготовки школьников к олимпиаде по биологии

Педагоги, работающие с одаренными детьми

декабрь 2018 г.

6. 

Методика подготовки школьников к олимпиаде по химии

Педагоги, работающие с одаренными детьми

декабрь 2018 г.

7. 

Развитие одаренности детей в условиях реализации ФГОС (дистанционные; место проведения: г. Уфа)

Педагоги всех категорий

декабрь 2018 г.

8. 

Методика подготовки школьников к олимпиаде по географии

Педагоги, работающие с одаренными детьми

февраль 2019 г.

9. 

Современные технологии работы с одаренными школьниками и подготовка их к предметным олимпиадам

Педагоги, работающие с одаренными детьми

март 2019 г.

10. 

Методическое сопровождение педагогов в подготовке обучающихся к олимпиадам

Педагоги, работающие с одаренными детьми

март 2019 г.

11. 

Научно-методическое сопровождение педагогов образовательных организаций по выявлению и развитию одаренности обучающихся

Педагоги, работающие с одаренными детьми

март 2019 г.

12. 

Методика подготовки школьников к олимпиаде по биологии

Педагоги, работающие с одаренными детьми

март 2019 г.

13. 

Олимпиада школьников по русскому языку: этапы проведения, система знаний, основные направления подготовки

Педагоги, работающие с одаренными детьми

март 2019 г.

14. 

Методика подготовки школьников к олимпиаде по математике

Педагоги, работающие с одаренными детьми

март 2019 г.

15.    

Теоретические и методические особенности работы с одаренными детьми по информатике

Педагоги, работающие с одаренными детьми

апрель 2019 г.

16. 

Содержание, формы и методы работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (дистанционные; место проведения: Кармаскалинский район)

Учителя-предметники

ноябрь 2019 г.


Рекомендации для учителей по работе с одарёнными детьми.

- Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

- Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

- Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

- Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

- На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

- Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

- Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым, поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

- Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

- Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

- Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузки одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

- Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

- Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

- Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

- Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

- Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

- Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

- Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми.

- Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы.

- Быть доброжелательным и чутким.

- Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка.

- Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения.

- Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами.

- Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию.

- Обладать чувством юмора.

- Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний.

- Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность.

- Стимулировать когнитивные способности учащихся.

- Помнить, что у одарённых детей имеются как плюсы, так и минусы.

Одарённые дети и учебная деятельность.

В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:

1. Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.

3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.

7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».

8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.

9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.

11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.


Индивидуальная педагогико-психологическая

карта одаренного ребенка

1.  Ф.И.О. ребенка:

2.  Год, дата (день, месяц):

3.  Место обучения: № ДОУ, школы, училища; район, населенный пункт

4.  Указать тип одаренности, охарактеризовать ребенка, отвечая на вопросы анкеты № 1 «да», «нет».

5.  Участвовал ли в республиканских олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, занимал ли призовые места.

Примечание:  На основе данной карты (приложение: анкета № 1) выявите вид одаренности ребенка:

  1. Если на каждый признак ответов «да» больше, чем ответов «нет», значит, проявляется одаренность ребенка по данному виду;
  2. Одаренность у одного и того же ребенка может проявиться по нескольким видам (большинство ответов «да» по нескольким видам одаренности).

Данная диагностическая карта одаренности ребенка послужит критерием для выявления одаренных детей ДОУ и школы, а также всего района.

Анкета № 1

Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):

1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

-  в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;

-  становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;

-  способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

-  любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

-  охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);

-  обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;

-  любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;

-  может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2.  В сфере музыкальной одаренности:

-  проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

-  чутко реагирует на характер и настроение музыки;

-  хорошо поет;

-  вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;

-  любит музыкальные записи;

-  стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

-  хорошо играет на каком-нибудь инструменте;

-  в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

-  сочиняет собственные оригинальные мелодии.

3.  В сфере литературной одаренности:

-  любит писать и сочинять рассказы и стихи;

-  может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;

-  рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

-  придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;

-  выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;

-  умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;

-  склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

-  умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

4.  В сфере артистической одаренности:

-  легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

-  интересуется актерской игрой;

-   меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

-  разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

-  склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

-  стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;

-  с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;

-  любит игры–драматизации.

5.  В сфере технической одаренности:

-  интересуется механизмами и машинами;

-  может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;

-  любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;

-  любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;

-  читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;

-  любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;

-  проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);

-  быстро и легко осваивает компьютер.

6.  В сфере лидерской одаренности:

-  Инициативен в общении со сверстниками;

-  сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

-  легко общается с детьми и взрослыми;

-  улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;

-  часто руководит играми и занятиями других детей;

-  склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;

-  другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

-  обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. -

7.  В сфере спортивной одаренности:

-  энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений; -

-  любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

-  часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

-  бывает быстрее всех в детском саду, в классе;

-  движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

-  любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

-   предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);

-  физически выносливее сверстников.

8.  В сфере интеллектуальной одаренности ( по А.да Хаану и Г. Кафу):

-  хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

-  обладает хорошей памятью;

-  легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;

-  задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

-  любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

-  обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

-  гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);

-  обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

-  очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Ключ

На основе данной карты  выявите вид одаренности учащегося:

3.  Если на каждый признак ответов «да» больше, чем ответов «нет», значит, проявляется одаренность учащегося по данному виду;

  1. Одаренность у одного и того же учащегося может проявиться по нескольким видам (большинство ответов «да» по нескольким видам одаренности).